Главная страница
Члены Ассоциации
Устав Ассоциации
Хроника
Написать письмо

Приз критики 2020: шорт-лист
Приз критики 2019: Емельянычев
Приз критики 2019: шорт-лист
Конкурс Чайковского 2019: Айлен Притчин
Приз критики 2018: Десятников и Раннев
Приз критики 2018: шорт-лист
Уточнение
Приз критики 2017: "Гендель"
Приз критики 2017: шорт-лист
Экспертный совет "Золотой маски-2017"
Письмо в защиту деятелей театра
Приз критики 2016: "Травиата"
Экспертный совет "Золотой маски-2016"
Приз критики 2016: шорт-лист
Обращение Фонда Захера
Увольнения в Консерватории
Письмо ректору Соколову
Дискуссионный клуб 2016
Приз критики 2015
Конкурс Чайковского 2015
Тангейзер 2015
Конкурс Чайковского 2011

Критика
Антону Гетьману отказали от «театра-дома»
Директор МАМТ переходит в «Новую оперу»
Татьяна Кузнецова, Сергей Ходнев, Мария Сидельникова / КоммерсантЪ / Пятница 06 ноября 2020

Андрея Борисова ждут в Театре Станиславского и Немировича-Данченко
Возможно, пермский директор придет в московский театр
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Пятница 06 ноября 2020

Восемь авторских редакций
Полное академическое собрание сочинений Мусоргского открылось клавиром «Бориса Годунова»
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Четверг 05 ноября 2020

Регионоведение: «Русская музыка 2.0» на фестивале «Территория»
Антон Светличный / Masters Journal / Четверг 29 октября 2020
Современные русские композиторы: Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Алексей Сысоев, Борис Филановский, Александр Хубеев

Конь Байярд привез к победе
Призы Третьего композиторского конкурса AVANTI уехали в Петербург, Пермь, Уфу, Казань
Сергей Бирюков / Музыкальная жизнь / Среда 28 октября 2020
Современные русские композиторы: Игорь Друх, Андрей Микита, Денис Писаревский, Антон Светличный, Константин Комольцев, Динис Курбанов, Елена Анисимова, Валерий Скобёлкин, Алексей Крашенинников

Пласидо Доминго и Большой: начало романа
Гала-концерт легендарного тенора и его друзей дал старт сотрудничеству с главным театром России
Марина Гайкович / Независимая газета / Вторник 27 октября 2020

Ступили на «Территорию», не выходя из комнаты
«Русская музыка 2.0» открыла XV фестиваль современного искусства
Сергей Бирюков / Труд / Понедельник 19 октября 2020
Современные русские композиторы: Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Алексей Сысоев, Борис Филановский, Александр Хубеев

Оперная премия Casta Diva назвала лучших
Главным событием концерта лауреатов стало выступление певицы Елены Стихиной, победившей в номинации «Взлёт»
Петр Поспелов / VTimes / Понедельник 19 октября 2020
Современные русские композиторы: Александр Вустин

Возможно, вам также понравится
К 65-летию Леонида Десятникова
Богдан Королек / Музыкальная жизнь / Пятница 16 октября 2020
Современные русские композиторы: Леонид Десятников

Леонид Десятников: Необходимо быть насекомым
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Пятница 16 октября 2020
Современные русские композиторы: Леонид Десятников

Читать больше:
Музыкальная критика
Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Музыка в событиях. Выбор Ольги Русановой. Радио России

И музыка, и слово. Программа Алексея Парина на радио "Орфей"

Открытое письмо против судебного преследования постановщиков оперы "Тангейзер"

В прокуратуру Новосибирской области
В Следственный комитет РФ по Новосибирской области
 
Уважаемые господа!
Мы, члены Ассоциации музыкальных критиков Москвы, возмущены фактом судебного преследования режиссера Тимофея Кулябина и директора Бориса Мездрича за постановку оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.
Нам представляется, что дело возбуждено на основании наивного представления, согласно которому художника можно судить за его произведение. Очевидно, что произведение искусства нельзя приравнять к жизненному поступку. Автор в рамках произведения не совершает поступков, плохих или хороших. Он придумывает поступки своим персонажам.
Онегин убил Ленского, но Пушкин не привлекался к суду за убийство. Хлестаков обманул целый город, но Гоголя не судили за мошенничество. Вронский сломал хребет Фру-Фру, но Толстой не был обвинен в жестоком отношении к животным. Кинорежиссер Генрих Тангейзер, персонаж Новосибирской постановки, вписал в биографию Христа сомнительную (отсутствующую в Евангелиях) страницу – так почему же за это судят режиссера оперной постановки Тимофея Кулябина?
Постановка дает ответ и на этот вопрос: произведение режиссера Генриха Тангейзера может оценивать исключительно профессиональный суд – а именно жюри фестиваля, показанное в спектакле Кулябина.
Это не значит, что к спектаклю Новосибирского театра нельзя предъявлять претензий.
Их может высказать и обычный зритель, и представитель любой конфессии. Постановка может стать предметом обсуждения в различных форматах. Однако она не может стать предметом судебного разбирательства.
Оперный спектакль – не плакат, это сложное и многосоставное по своей природе произведение. Квалифицированная оценка спектакля всегда строится на анализе художественного целого и средств выразительности, а не на субъективном впечатлении от отдельного режиссерского хода. С другой стороны – и мы хотим это подчеркнуть – абсурдна мысль о том, что сценическое представление одной из самых знаменитых опер XIX века может трактоваться как персональная хулиганская выходка. Таковая, очевидно, имеется в виду в тех законодательных актах, нарушение которых вменяется в вину режиссеру и руководству театра. Обвинения такого рода – лишнее свидетельство непонимания или игнорирования того, как устроено классическое оперное искусство.
Ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать происходящее на сцене так же буквально, как картинку из теленовостей. Эпизод публичного поклонения древнеегипетским богам в опере «Аида» не может являться выражением неприязни к социальной группе «православные верующие». Самые отчаянные и кровавые религиозные конфликты (между крестоносцами и мусульманами, католиками и протестантами, старообрядцами и новообрядцами и проч.), которые становились основой сюжета многих известных опер, никто и никогда не станет воспринимать в их театральном воплощении как призыв к экстремизму.
Искусство оперного театра по природе своей внеконфессионально. Опера не является жанром духовной музыки; рассматривать тот или иной оперный спектакль с точки зрения соответствия происходящего на сцене традициям того или иного вероисповедания – личное право зрителя. Но общеправовой нормой такой взгляд в любом случае быть не может.
Задача искусства – создавать художественные образы. Именно художниками создан «евангельский образ Христа», который, по мнению истцов, оскорбляет оперная постановка. На протяжении двух тысячелетий художники переосмысляли этот образ согласно духовным запросам времени. Достоевский, Толстой, Булгаков, Пастернак в литературе, Репин, Ге, Нестеров в живописи сделали для осмысления христианства не меньше, чем теологи и священнослужители.
Образ Христа имеет традицию и в кинематографе, и далеко не всегда режиссеры относились к нему канонически. Дэвид Уорк Гриффит в «Нетерпимости» впрямую сопоставил распятие Христа на Голгофе с эпизодом из современной ему американской жизни, что придало особую силу пафосу милосердия и толерантности. Фридрих Эрмлер в фильме «Обломок империи» показал распятого Христа в противогазе, и это стало пронзительным образом Первой мировой войны. Андрей Тарковский включил в фильм «Андрей Рублев» эпизод «Страсти по Андрею», где приговоренного распинают на фоне российских снегов – что утверждает мысль о том, что в мучительной смерти Христа виноваты не римляне и не иудеи, а все человечество в его худшей, жестокой части. Выдуманный Тимофеем Кулябиным Генрих Тангейзер создал собственную фантазию на тему жизни Христа – об этом рассказывает постановка. Он потерпел неудачу – но если бы художники не развивали евангельский образ Христа, искусство и творческое мышление стояли бы месте.
У церкви нет монополии на образ Христа как художественное явление. Этот образ в равной степени принадлежит искусству.
Ассоциация музыкальных критиков Москвы призывает уважать право деятелей искусства на высказывание и право зрителя на восприятие.
Мы полагаемся на законодательство РФ, позволяющее различать преступный умысел и художественный замысел, на Конституцию РФ и государственные институты, обеспечивающие верующим – право на свободу вероисповедания, театрам – право на свободу творчества, а всем гражданам – свободу мысли, слова и не ограниченного цензурой доступа к живым ценностям культуры. Мы также полагаемся на готовность правоохранительной системы защищать безопасность как театров с их публикой, так и храмов с их прихожанами в равной степени.
Однако все мы, верующие и атеисты, возражаем против преследования художника и театра за искусство и уверены в том, что судебное разбирательство может иметь только один исход – прекращение дела за отсутствием состава преступления.
 
Москва. 9 марта 2015 года
 
Дмитрий Абаулин
Лариса Барыкина
Сергей Бирюков
Юлия Бедерова
Екатерина Бирюкова
Татьяна Давыдова
Марина Гайкович
Мария Зуева
Елена Казанцева
Евгения Кривицкая
Майя Крылова
Илья Кухаренко
Михаил Мугинштейн
Ирина Муравьева
Илья Овчинников
Алексей Парин
Петр Поспелов
Дмитрий Ренанский
Ольга Русанова
Гюляра Садых-заде
Сергей Ходнев
Елена Черемных
Елена Чишковская

Письмо также поддержали:
Артем Варгафтик
Олеся Двоскина
Владимир Дудин
Лариса Кириллина
Ольга Манулкина
Дмитрий Морозов
Владимир Раннев
Евгений Цодоков

Главная страница
Члены Ассоциации
Устав Ассоциации
Хроника
Написать письмо

Приз критики 2020: шорт-лист
Приз критики 2019: Емельянычев
Приз критики 2019: шорт-лист
Конкурс Чайковского 2019: Айлен Притчин
Приз критики 2018: Десятников и Раннев
Приз критики 2018: шорт-лист
Уточнение
Приз критики 2017: "Гендель"
Приз критики 2017: шорт-лист
Экспертный совет "Золотой маски-2017"
Письмо в защиту деятелей театра
Приз критики 2016: "Травиата"
Экспертный совет "Золотой маски-2016"
Приз критики 2016: шорт-лист
Обращение Фонда Захера
Увольнения в Консерватории
Письмо ректору Соколову
Дискуссионный клуб 2016
Приз критики 2015
Конкурс Чайковского 2015
Тангейзер 2015
Конкурс Чайковского 2011

Критика
Антону Гетьману отказали от «театра-дома»
Директор МАМТ переходит в «Новую оперу»
Татьяна Кузнецова, Сергей Ходнев, Мария Сидельникова / КоммерсантЪ / Пятница 06 ноября 2020

Андрея Борисова ждут в Театре Станиславского и Немировича-Данченко
Возможно, пермский директор придет в московский театр
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Пятница 06 ноября 2020

Восемь авторских редакций
Полное академическое собрание сочинений Мусоргского открылось клавиром «Бориса Годунова»
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Четверг 05 ноября 2020

Регионоведение: «Русская музыка 2.0» на фестивале «Территория»
Антон Светличный / Masters Journal / Четверг 29 октября 2020
Современные русские композиторы: Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Алексей Сысоев, Борис Филановский, Александр Хубеев

Конь Байярд привез к победе
Призы Третьего композиторского конкурса AVANTI уехали в Петербург, Пермь, Уфу, Казань
Сергей Бирюков / Музыкальная жизнь / Среда 28 октября 2020
Современные русские композиторы: Игорь Друх, Андрей Микита, Денис Писаревский, Антон Светличный, Константин Комольцев, Динис Курбанов, Елена Анисимова, Валерий Скобёлкин, Алексей Крашенинников

Пласидо Доминго и Большой: начало романа
Гала-концерт легендарного тенора и его друзей дал старт сотрудничеству с главным театром России
Марина Гайкович / Независимая газета / Вторник 27 октября 2020

Ступили на «Территорию», не выходя из комнаты
«Русская музыка 2.0» открыла XV фестиваль современного искусства
Сергей Бирюков / Труд / Понедельник 19 октября 2020
Современные русские композиторы: Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Алексей Сысоев, Борис Филановский, Александр Хубеев

Оперная премия Casta Diva назвала лучших
Главным событием концерта лауреатов стало выступление певицы Елены Стихиной, победившей в номинации «Взлёт»
Петр Поспелов / VTimes / Понедельник 19 октября 2020
Современные русские композиторы: Александр Вустин

Возможно, вам также понравится
К 65-летию Леонида Десятникова
Богдан Королек / Музыкальная жизнь / Пятница 16 октября 2020
Современные русские композиторы: Леонид Десятников

Леонид Десятников: Необходимо быть насекомым
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Пятница 16 октября 2020
Современные русские композиторы: Леонид Десятников

Читать больше:
Музыкальная критика
Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Музыка в событиях. Выбор Ольги Русановой. Радио России

И музыка, и слово. Программа Алексея Парина на радио "Орфей"