Главная страница
Члены Ассоциации
Устав Ассоциации
Хроника
Написать письмо

Приз критики 2019: Емельянычев
Приз критики 2019: шорт-лист
Конкурс Чайковского 2019: Айлен Притчин
Приз критики 2018: Десятников и Раннев
Приз критики 2018: шорт-лист
Уточнение
Приз критики 2017: "Гендель"
Приз критики 2017: шорт-лист
Экспертный совет "Золотой маски-2017"
Письмо в защиту деятелей театра
Приз критики 2016: "Травиата"
Экспертный совет "Золотой маски-2016"
Приз критики 2016: шорт-лист
Обращение Фонда Захера
Увольнения в Консерватории
Письмо ректору Соколову
Дискуссионный клуб 2016
Приз критики 2015
Конкурс Чайковского 2015
Тангейзер 2015
Конкурс Чайковского 2011

Критика
Олег Каравайчук: шаманизм ради свободы
Статьи о современной композиторской музыке. На сей раз — родившийся в Киеве гений, безумец, персонаж, юродивый, мудрец и «старуха Шапокляк» Олег Каравайчук
Алексей Шмурак / Kyiv Daily / Пятница 10 июля 2020
Современные русские композиторы: Олег Каравайчук

Фонд Аксенова выделил гранты девяти российским композиторам
Лауреатами программы «Русская музыка 2.0», направленной на развитие традиций отечественной композиторской школы и демонстрацию ее ...
Отдел новостей / Музыкальная жизнь / Вторник 30 июня 2020
Современные русские композиторы: Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Марина Полеухина, Алексей Сысоев, Борис Филановский, Александр Хубеев

Передел форматов
В преддверии VII Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки reMusik.org музыкальный критик Пётр Поспелов размышляет о будущем онлайн концертов после долгожданного возвращения в «офлайн».
Петр Поспелов / reMusik.org / Среда 24 июня 2020

Светлая полоса отчуждения
Первая опера о трудностях карантина написана и поставлена в интернет-формате
Татьяна Белова / КоммерсантЪ / Суббота 06 июня 2020

Сыграть симфонию из дома. Что, правда?
Как звукорежиссеры создают многоквартирную вертикаль
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Пятница 05 июня 2020

Дивный старый мир
«Балет Москва» показал спектакль «Прощай, старый мир!»
Богдан Королек / Музыкальная жизнь / Среда 03 июня 2020
Современные русские композиторы: Денис Антонов

Объект высокой гравитации
По случаю 180-летия Чайковского «Музыкальная жизнь» обратилась к коллегам классика – современным российским композиторам разных поколений и направлений. Шеф-редактор издательства «Композитор» Петр Поспелов задал им один и тот же вопрос: «Как вы преодолеваете влияние П.И. Чайковского?»
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Пятница 29 мая 2020
Современные русские композиторы: Антон Батагов, Евгения Бриль, Александр Журбин, Сергей Загний, Павел Карманов, Юрий Каспаров, Александр Кнайфель, Владимир Кобекин, Анатолий Королев, Юрий Красавин, Алексей Курбатов, Елена Лангер, Александр Маноцков, Сергей Невский, Эльмир Низамов, Денис Писаревский, Ефрем Подгайц, Ольга Раева, Владимир Раннев, Антон Светличный, Андрей Семенов, Иван Соколов, Владимир Тарнопольский, Кирилл Уманский, Настасья Хрущева, Александр Чайковский, Алексей Чернаков

Единство стиля
Новый альбом Григория Соколова
Петр Поспелов / Muzium / Вторник 12 мая 2020

Семеро их
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Понедельник 27 апреля 2020
Современные русские композиторы: Андрей Бесогонов, Анна Поспелова, Игорь Холопов, Алексей Чернаков, Настасья Костюкова, Артем Пысь, Мурат Кабардоков

Рыцарь оперы
Умер Питер Джонас
Ая Макарова / КоммерсантЪ / Пятница 24 апреля 2020

Читать больше:
Музыкальная критика
Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Музыка в событиях. Выбор Ольги Русановой. Радио России

И музыка, и слово. Программа Алексея Парина на радио "Орфей"

Открытое письмо против судебного преследования постановщиков оперы "Тангейзер"

В прокуратуру Новосибирской области
В Следственный комитет РФ по Новосибирской области
 
Уважаемые господа!
Мы, члены Ассоциации музыкальных критиков Москвы, возмущены фактом судебного преследования режиссера Тимофея Кулябина и директора Бориса Мездрича за постановку оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.
Нам представляется, что дело возбуждено на основании наивного представления, согласно которому художника можно судить за его произведение. Очевидно, что произведение искусства нельзя приравнять к жизненному поступку. Автор в рамках произведения не совершает поступков, плохих или хороших. Он придумывает поступки своим персонажам.
Онегин убил Ленского, но Пушкин не привлекался к суду за убийство. Хлестаков обманул целый город, но Гоголя не судили за мошенничество. Вронский сломал хребет Фру-Фру, но Толстой не был обвинен в жестоком отношении к животным. Кинорежиссер Генрих Тангейзер, персонаж Новосибирской постановки, вписал в биографию Христа сомнительную (отсутствующую в Евангелиях) страницу – так почему же за это судят режиссера оперной постановки Тимофея Кулябина?
Постановка дает ответ и на этот вопрос: произведение режиссера Генриха Тангейзера может оценивать исключительно профессиональный суд – а именно жюри фестиваля, показанное в спектакле Кулябина.
Это не значит, что к спектаклю Новосибирского театра нельзя предъявлять претензий.
Их может высказать и обычный зритель, и представитель любой конфессии. Постановка может стать предметом обсуждения в различных форматах. Однако она не может стать предметом судебного разбирательства.
Оперный спектакль – не плакат, это сложное и многосоставное по своей природе произведение. Квалифицированная оценка спектакля всегда строится на анализе художественного целого и средств выразительности, а не на субъективном впечатлении от отдельного режиссерского хода. С другой стороны – и мы хотим это подчеркнуть – абсурдна мысль о том, что сценическое представление одной из самых знаменитых опер XIX века может трактоваться как персональная хулиганская выходка. Таковая, очевидно, имеется в виду в тех законодательных актах, нарушение которых вменяется в вину режиссеру и руководству театра. Обвинения такого рода – лишнее свидетельство непонимания или игнорирования того, как устроено классическое оперное искусство.
Ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать происходящее на сцене так же буквально, как картинку из теленовостей. Эпизод публичного поклонения древнеегипетским богам в опере «Аида» не может являться выражением неприязни к социальной группе «православные верующие». Самые отчаянные и кровавые религиозные конфликты (между крестоносцами и мусульманами, католиками и протестантами, старообрядцами и новообрядцами и проч.), которые становились основой сюжета многих известных опер, никто и никогда не станет воспринимать в их театральном воплощении как призыв к экстремизму.
Искусство оперного театра по природе своей внеконфессионально. Опера не является жанром духовной музыки; рассматривать тот или иной оперный спектакль с точки зрения соответствия происходящего на сцене традициям того или иного вероисповедания – личное право зрителя. Но общеправовой нормой такой взгляд в любом случае быть не может.
Задача искусства – создавать художественные образы. Именно художниками создан «евангельский образ Христа», который, по мнению истцов, оскорбляет оперная постановка. На протяжении двух тысячелетий художники переосмысляли этот образ согласно духовным запросам времени. Достоевский, Толстой, Булгаков, Пастернак в литературе, Репин, Ге, Нестеров в живописи сделали для осмысления христианства не меньше, чем теологи и священнослужители.
Образ Христа имеет традицию и в кинематографе, и далеко не всегда режиссеры относились к нему канонически. Дэвид Уорк Гриффит в «Нетерпимости» впрямую сопоставил распятие Христа на Голгофе с эпизодом из современной ему американской жизни, что придало особую силу пафосу милосердия и толерантности. Фридрих Эрмлер в фильме «Обломок империи» показал распятого Христа в противогазе, и это стало пронзительным образом Первой мировой войны. Андрей Тарковский включил в фильм «Андрей Рублев» эпизод «Страсти по Андрею», где приговоренного распинают на фоне российских снегов – что утверждает мысль о том, что в мучительной смерти Христа виноваты не римляне и не иудеи, а все человечество в его худшей, жестокой части. Выдуманный Тимофеем Кулябиным Генрих Тангейзер создал собственную фантазию на тему жизни Христа – об этом рассказывает постановка. Он потерпел неудачу – но если бы художники не развивали евангельский образ Христа, искусство и творческое мышление стояли бы месте.
У церкви нет монополии на образ Христа как художественное явление. Этот образ в равной степени принадлежит искусству.
Ассоциация музыкальных критиков Москвы призывает уважать право деятелей искусства на высказывание и право зрителя на восприятие.
Мы полагаемся на законодательство РФ, позволяющее различать преступный умысел и художественный замысел, на Конституцию РФ и государственные институты, обеспечивающие верующим – право на свободу вероисповедания, театрам – право на свободу творчества, а всем гражданам – свободу мысли, слова и не ограниченного цензурой доступа к живым ценностям культуры. Мы также полагаемся на готовность правоохранительной системы защищать безопасность как театров с их публикой, так и храмов с их прихожанами в равной степени.
Однако все мы, верующие и атеисты, возражаем против преследования художника и театра за искусство и уверены в том, что судебное разбирательство может иметь только один исход – прекращение дела за отсутствием состава преступления.
 
Москва. 9 марта 2015 года
 
Дмитрий Абаулин
Лариса Барыкина
Сергей Бирюков
Юлия Бедерова
Екатерина Бирюкова
Татьяна Давыдова
Марина Гайкович
Мария Зуева
Елена Казанцева
Евгения Кривицкая
Майя Крылова
Илья Кухаренко
Михаил Мугинштейн
Ирина Муравьева
Илья Овчинников
Алексей Парин
Петр Поспелов
Дмитрий Ренанский
Ольга Русанова
Гюляра Садых-заде
Сергей Ходнев
Елена Черемных
Елена Чишковская

Письмо также поддержали:
Артем Варгафтик
Олеся Двоскина
Владимир Дудин
Лариса Кириллина
Ольга Манулкина
Дмитрий Морозов
Владимир Раннев
Евгений Цодоков

Главная страница
Члены Ассоциации
Устав Ассоциации
Хроника
Написать письмо

Приз критики 2019: Емельянычев
Приз критики 2019: шорт-лист
Конкурс Чайковского 2019: Айлен Притчин
Приз критики 2018: Десятников и Раннев
Приз критики 2018: шорт-лист
Уточнение
Приз критики 2017: "Гендель"
Приз критики 2017: шорт-лист
Экспертный совет "Золотой маски-2017"
Письмо в защиту деятелей театра
Приз критики 2016: "Травиата"
Экспертный совет "Золотой маски-2016"
Приз критики 2016: шорт-лист
Обращение Фонда Захера
Увольнения в Консерватории
Письмо ректору Соколову
Дискуссионный клуб 2016
Приз критики 2015
Конкурс Чайковского 2015
Тангейзер 2015
Конкурс Чайковского 2011

Критика
Олег Каравайчук: шаманизм ради свободы
Статьи о современной композиторской музыке. На сей раз — родившийся в Киеве гений, безумец, персонаж, юродивый, мудрец и «старуха Шапокляк» Олег Каравайчук
Алексей Шмурак / Kyiv Daily / Пятница 10 июля 2020
Современные русские композиторы: Олег Каравайчук

Фонд Аксенова выделил гранты девяти российским композиторам
Лауреатами программы «Русская музыка 2.0», направленной на развитие традиций отечественной композиторской школы и демонстрацию ее ...
Отдел новостей / Музыкальная жизнь / Вторник 30 июня 2020
Современные русские композиторы: Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Марина Полеухина, Алексей Сысоев, Борис Филановский, Александр Хубеев

Передел форматов
В преддверии VII Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки reMusik.org музыкальный критик Пётр Поспелов размышляет о будущем онлайн концертов после долгожданного возвращения в «офлайн».
Петр Поспелов / reMusik.org / Среда 24 июня 2020

Светлая полоса отчуждения
Первая опера о трудностях карантина написана и поставлена в интернет-формате
Татьяна Белова / КоммерсантЪ / Суббота 06 июня 2020

Сыграть симфонию из дома. Что, правда?
Как звукорежиссеры создают многоквартирную вертикаль
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Пятница 05 июня 2020

Дивный старый мир
«Балет Москва» показал спектакль «Прощай, старый мир!»
Богдан Королек / Музыкальная жизнь / Среда 03 июня 2020
Современные русские композиторы: Денис Антонов

Объект высокой гравитации
По случаю 180-летия Чайковского «Музыкальная жизнь» обратилась к коллегам классика – современным российским композиторам разных поколений и направлений. Шеф-редактор издательства «Композитор» Петр Поспелов задал им один и тот же вопрос: «Как вы преодолеваете влияние П.И. Чайковского?»
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Пятница 29 мая 2020
Современные русские композиторы: Антон Батагов, Евгения Бриль, Александр Журбин, Сергей Загний, Павел Карманов, Юрий Каспаров, Александр Кнайфель, Владимир Кобекин, Анатолий Королев, Юрий Красавин, Алексей Курбатов, Елена Лангер, Александр Маноцков, Сергей Невский, Эльмир Низамов, Денис Писаревский, Ефрем Подгайц, Ольга Раева, Владимир Раннев, Антон Светличный, Андрей Семенов, Иван Соколов, Владимир Тарнопольский, Кирилл Уманский, Настасья Хрущева, Александр Чайковский, Алексей Чернаков

Единство стиля
Новый альбом Григория Соколова
Петр Поспелов / Muzium / Вторник 12 мая 2020

Семеро их
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Понедельник 27 апреля 2020
Современные русские композиторы: Андрей Бесогонов, Анна Поспелова, Игорь Холопов, Алексей Чернаков, Настасья Костюкова, Артем Пысь, Мурат Кабардоков

Рыцарь оперы
Умер Питер Джонас
Ая Макарова / КоммерсантЪ / Пятница 24 апреля 2020

Читать больше:
Музыкальная критика
Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Музыка в событиях. Выбор Ольги Русановой. Радио России

И музыка, и слово. Программа Алексея Парина на радио "Орфей"