Главная страница
Члены Ассоциации
Устав Ассоциации
Хроника
Написать письмо

Письмо в защиту деятелей театра
Приз критики 2016: "Травиата"
Члены АМК вошли в экспертный совет "Золотой маски"
Приз критики 2016: шорт-лист
Обращение Фонда Захера
Увольнения в Консерватории
Письмо ректору Соколову
Дискуссионный клуб 2016
Приз критики 2015
Конкурс Чайковского 2015
Тангейзер 2015
Конкурс Чайковского 2011

Критика
Ночи поющие
В Петербурге на фестивале «Звезды белых ночей» уровень задают певцы
Гюляра Садых-заде / Ведомости / Вторник 11 июля 2017
Современные русские композиторы: Александр Чайковский

Кирилл Серебренников об отмене балета «Нуреев»: «Это решение театра»
Впервые в новейшей истории Большой театр раздумал выпускать спектакль перед самой премьерой
Петр Поспелов / Ведомости / Суббота 08 июля 2017
Современные русские композиторы: Илья Демуцкий

Танцоры собрались с мыслями
В Петербурге проходит Open Look
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Пятница 07 июля 2017

Что смотреть на европейских театральных фестивалях
Путеводитель по главным событиям лета и сентября
Роман Должанский, Дмитрий Ренанский, Ольга Федянина / КоммерсантЪ / Четверг 06 июля 2017

В Петербурге проходит фестиваль современного танца Open Look
Он собрал и звезд, и темных лошадок
Анна Галайда / Ведомости / Четверг 06 июля 2017

В берлинской Deutsche Oper поставили «Бориса Годунова» Мусоргского
Украшением спектакля стал эстонский бас Айн Агнер
Алексей Мокроусов / Ведомости / Четверг 06 июля 2017

«Лифарь говорил: “бесси, покажи!”»
Клод Бесси поработала над «Сюитой в белом»
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Четверг 06 июля 2017

Пласидо Доминго спел и продирижировал на фестивале «Звезды белых ночей» в Петербурге
76-летний артист по-прежнему молод
Гюляра Садых-заде / Ведомости / Среда 05 июля 2017

«Геликон-опера» отправила «Трубадура» в Сирию
Режиссер Дмитрий Бертман предложил новое прочтение шедевра Джузеппе Верди
Зоя Игумнова / Известия / Вторник 04 июля 2017

Танец о полку Игореве
«Ярославна. Затмение» в Мариинском театре
Ольга Федорченко / КоммерсантЪ / Вторник 04 июля 2017
Современные русские композиторы: Борис Тищенко

Читать больше:
Музыкальная критика
Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Музыка в событиях. Выбор Ольги Русановой. Радио России

И музыка, и слово. Программа Алексея Парина на радио "Орфей"

Открытое письмо против судебного преследования постановщиков оперы "Тангейзер"

В прокуратуру Новосибирской области
В Следственный комитет РФ по Новосибирской области
 
Уважаемые господа!
Мы, члены Ассоциации музыкальных критиков Москвы, возмущены фактом судебного преследования режиссера Тимофея Кулябина и директора Бориса Мездрича за постановку оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.
Нам представляется, что дело возбуждено на основании наивного представления, согласно которому художника можно судить за его произведение. Очевидно, что произведение искусства нельзя приравнять к жизненному поступку. Автор в рамках произведения не совершает поступков, плохих или хороших. Он придумывает поступки своим персонажам.
Онегин убил Ленского, но Пушкин не привлекался к суду за убийство. Хлестаков обманул целый город, но Гоголя не судили за мошенничество. Вронский сломал хребет Фру-Фру, но Толстой не был обвинен в жестоком отношении к животным. Кинорежиссер Генрих Тангейзер, персонаж Новосибирской постановки, вписал в биографию Христа сомнительную (отсутствующую в Евангелиях) страницу – так почему же за это судят режиссера оперной постановки Тимофея Кулябина?
Постановка дает ответ и на этот вопрос: произведение режиссера Генриха Тангейзера может оценивать исключительно профессиональный суд – а именно жюри фестиваля, показанное в спектакле Кулябина.
Это не значит, что к спектаклю Новосибирского театра нельзя предъявлять претензий.
Их может высказать и обычный зритель, и представитель любой конфессии. Постановка может стать предметом обсуждения в различных форматах. Однако она не может стать предметом судебного разбирательства.
Оперный спектакль – не плакат, это сложное и многосоставное по своей природе произведение. Квалифицированная оценка спектакля всегда строится на анализе художественного целого и средств выразительности, а не на субъективном впечатлении от отдельного режиссерского хода. С другой стороны – и мы хотим это подчеркнуть – абсурдна мысль о том, что сценическое представление одной из самых знаменитых опер XIX века может трактоваться как персональная хулиганская выходка. Таковая, очевидно, имеется в виду в тех законодательных актах, нарушение которых вменяется в вину режиссеру и руководству театра. Обвинения такого рода – лишнее свидетельство непонимания или игнорирования того, как устроено классическое оперное искусство.
Ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать происходящее на сцене так же буквально, как картинку из теленовостей. Эпизод публичного поклонения древнеегипетским богам в опере «Аида» не может являться выражением неприязни к социальной группе «православные верующие». Самые отчаянные и кровавые религиозные конфликты (между крестоносцами и мусульманами, католиками и протестантами, старообрядцами и новообрядцами и проч.), которые становились основой сюжета многих известных опер, никто и никогда не станет воспринимать в их театральном воплощении как призыв к экстремизму.
Искусство оперного театра по природе своей внеконфессионально. Опера не является жанром духовной музыки; рассматривать тот или иной оперный спектакль с точки зрения соответствия происходящего на сцене традициям того или иного вероисповедания – личное право зрителя. Но общеправовой нормой такой взгляд в любом случае быть не может.
Задача искусства – создавать художественные образы. Именно художниками создан «евангельский образ Христа», который, по мнению истцов, оскорбляет оперная постановка. На протяжении двух тысячелетий художники переосмысляли этот образ согласно духовным запросам времени. Достоевский, Толстой, Булгаков, Пастернак в литературе, Репин, Ге, Нестеров в живописи сделали для осмысления христианства не меньше, чем теологи и священнослужители.
Образ Христа имеет традицию и в кинематографе, и далеко не всегда режиссеры относились к нему канонически. Дэвид Уорк Гриффит в «Нетерпимости» впрямую сопоставил распятие Христа на Голгофе с эпизодом из современной ему американской жизни, что придало особую силу пафосу милосердия и толерантности. Фридрих Эрмлер в фильме «Обломок империи» показал распятого Христа в противогазе, и это стало пронзительным образом Первой мировой войны. Андрей Тарковский включил в фильм «Андрей Рублев» эпизод «Страсти по Андрею», где приговоренного распинают на фоне российских снегов – что утверждает мысль о том, что в мучительной смерти Христа виноваты не римляне и не иудеи, а все человечество в его худшей, жестокой части. Выдуманный Тимофеем Кулябиным Генрих Тангейзер создал собственную фантазию на тему жизни Христа – об этом рассказывает постановка. Он потерпел неудачу – но если бы художники не развивали евангельский образ Христа, искусство и творческое мышление стояли бы месте.
У церкви нет монополии на образ Христа как художественное явление. Этот образ в равной степени принадлежит искусству.
Ассоциация музыкальных критиков Москвы призывает уважать право деятелей искусства на высказывание и право зрителя на восприятие.
Мы полагаемся на законодательство РФ, позволяющее различать преступный умысел и художественный замысел, на Конституцию РФ и государственные институты, обеспечивающие верующим – право на свободу вероисповедания, театрам – право на свободу творчества, а всем гражданам – свободу мысли, слова и не ограниченного цензурой доступа к живым ценностям культуры. Мы также полагаемся на готовность правоохранительной системы защищать безопасность как театров с их публикой, так и храмов с их прихожанами в равной степени.
Однако все мы, верующие и атеисты, возражаем против преследования художника и театра за искусство и уверены в том, что судебное разбирательство может иметь только один исход – прекращение дела за отсутствием состава преступления.
 
Москва. 9 марта 2015 года
 
Дмитрий Абаулин
Лариса Барыкина
Сергей Бирюков
Юлия Бедерова
Екатерина Бирюкова
Татьяна Давыдова
Марина Гайкович
Мария Зуева
Елена Казанцева
Евгения Кривицкая
Майя Крылова
Илья Кухаренко
Михаил Мугинштейн
Ирина Муравьева
Илья Овчинников
Алексей Парин
Петр Поспелов
Дмитрий Ренанский
Ольга Русанова
Гюляра Садых-заде
Сергей Ходнев
Елена Черемных
Елена Чишковская

Письмо также поддержали:
Артем Варгафтик
Олеся Двоскина
Владимир Дудин
Лариса Кириллина
Ольга Манулкина
Дмитрий Морозов
Владимир Раннев
Евгений Цодоков

Главная страница
Члены Ассоциации
Устав Ассоциации
Хроника
Написать письмо

Письмо в защиту деятелей театра
Приз критики 2016: "Травиата"
Члены АМК вошли в экспертный совет "Золотой маски"
Приз критики 2016: шорт-лист
Обращение Фонда Захера
Увольнения в Консерватории
Письмо ректору Соколову
Дискуссионный клуб 2016
Приз критики 2015
Конкурс Чайковского 2015
Тангейзер 2015
Конкурс Чайковского 2011

Критика
Ночи поющие
В Петербурге на фестивале «Звезды белых ночей» уровень задают певцы
Гюляра Садых-заде / Ведомости / Вторник 11 июля 2017
Современные русские композиторы: Александр Чайковский

Кирилл Серебренников об отмене балета «Нуреев»: «Это решение театра»
Впервые в новейшей истории Большой театр раздумал выпускать спектакль перед самой премьерой
Петр Поспелов / Ведомости / Суббота 08 июля 2017
Современные русские композиторы: Илья Демуцкий

Танцоры собрались с мыслями
В Петербурге проходит Open Look
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Пятница 07 июля 2017

Что смотреть на европейских театральных фестивалях
Путеводитель по главным событиям лета и сентября
Роман Должанский, Дмитрий Ренанский, Ольга Федянина / КоммерсантЪ / Четверг 06 июля 2017

В Петербурге проходит фестиваль современного танца Open Look
Он собрал и звезд, и темных лошадок
Анна Галайда / Ведомости / Четверг 06 июля 2017

В берлинской Deutsche Oper поставили «Бориса Годунова» Мусоргского
Украшением спектакля стал эстонский бас Айн Агнер
Алексей Мокроусов / Ведомости / Четверг 06 июля 2017

«Лифарь говорил: “бесси, покажи!”»
Клод Бесси поработала над «Сюитой в белом»
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Четверг 06 июля 2017

Пласидо Доминго спел и продирижировал на фестивале «Звезды белых ночей» в Петербурге
76-летний артист по-прежнему молод
Гюляра Садых-заде / Ведомости / Среда 05 июля 2017

«Геликон-опера» отправила «Трубадура» в Сирию
Режиссер Дмитрий Бертман предложил новое прочтение шедевра Джузеппе Верди
Зоя Игумнова / Известия / Вторник 04 июля 2017

Танец о полку Игореве
«Ярославна. Затмение» в Мариинском театре
Ольга Федорченко / КоммерсантЪ / Вторник 04 июля 2017
Современные русские композиторы: Борис Тищенко

Читать больше:
Музыкальная критика
Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Музыка в событиях. Выбор Ольги Русановой. Радио России

И музыка, и слово. Программа Алексея Парина на радио "Орфей"